12.11.14. Ребята, готовимся к зачёту по понятиям и самостоятельной работе по теме
"Человек и общество".
К зачёту по разделу 1 «Человек и общество»:
общество (в узком и широком смысле)
общественные отношения
природа (в узком и широком смысле)
культура (в узком и широком смысле)
культурные универсалии
социальный институт
потребности
институализация
человек
индивидуальность
личность
духовный мир человека
мораль
идеал ценности
совесть
мировоззрение
менталитет
|
деятельность
субъект, объект, цель, мотивы, результат деятельности
познание
знание
истина
социальная роль
социальный статус
престиж
авторитет
социальное поведение
нравы
обычаи
отклоняющееся поведение
социализация
самосознание
самореализация
патриотизм |
31.10.14 Человек в системе социальных связей.
1. Биологическое и социальное в человеке - вечный вопрос!!!
природное и социальное - противоположности, противостоящие друг другу
|
природное и социальное существует в единстве, причём их приоритетность меняется с накоплением жизненного опыта
|
наряду с биологическим и социальным в человеке есть ещё и психическое, которое регулирует биологическое и социальное
|
В современных научных дискуссиях отвергаются крайние точки зрения на соотношения биологического и социального в человеке, не вызывает сомнения важная роль социальной среды в процессе обретения человеком человеческого.
На становление человека оказывают влияние несколько факторов:
· природные (биологические)
· социальные (среда)
· генетические (наследственность)
· воспитание
Т.о. человек - это биосоциальное существо.
2. Личность
· это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова)
· устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
Два подхода к личности в науке:
Личность - активный участник свободных действий, объект познания и изменения мира.
Личностными признаются те качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей.
|
Личность рассматривается через набор ролей (функций).
Социальная роль - это совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующих им образов поведения. Базисные: труженик, член семьи, собственник, гражданин. Совокупность социальных ролей называется ролевой системой.
Это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус.
Социальный статус - это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Виды статусов: предписанный (национальность, социальное происхождение); приобретённый (образование, квалификация).
При определении положения человека в обществе важное значение имеют престиж и авторитет.
Престиж - это оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми
Авторитет - степень влияния личности в социальной группе или обществе.
|
3. Социальное поведение и социализация личности.
Социальное поведение = социальное действие - это целенаправленная активность в отношении других людей. Не все взаимоотношения между людьми носят социальный характер. (М. Вебер стр. 70, цитата).
В основе социального поведения лежат нравы и обычаи.
Нравы - установки поведения в обществе, которые складываются внутри определённого круга людей под влиянием привычек; особо почитаемые в обществе массовые образцы поведения.
Обычаи - это нравы, которые укоренялись в течение длительного времени.
Нравы и обычаи - это неписанные правила, они определяют условия социального поведения.
Поведение личности, не соответствующее социальным нормам, называется отклоняющимся.
Виды отклоняющегося поведения:
· девиантное - положительное отклонение
· делинквентное - это отклонение от норм, предписанных законом
Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Этапы социализации:
· адаптация (усвоение образцов деятельности группы)
· индивидуализация (развитие собственных способностей)
· интеграция (применение личных способностей для личного и общего успеха)
Агенты социализации (факторы):
· семья
· сверстники
· организации, учреждения
Сферы социализации:
· деятельность
· общение
· самосознание
4. Самосознание и самореализация
Самосознание - это определение человеком себя как личности, способность принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них и за совершаемые действия.
Самореализация - процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижение намеченных целей, позволяющих максимально реализовать творческий потенциал личности.
22.10.14 Познание и знание. ПРЕЗЕНТАЦИЯ
1. Понятия: «знание», «познание».
Знание - это результат познания.
Познание - это совокупность процессов, методов получения знаний путём накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.
4. Познаваем ли мир?
философское учение, отрицающее возможность познания
|
учение о познаваемости мира.
«Мир познаваем, но не опознан»
· ясность и отчётливость научной мысли
· общезначимость получаемых результатов
· невозможность существования человека без знаний
|
конвенционализм - философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными.
|
5. Формы познания:
· научное (философское, гипотезы, теории, дедукция, индукция, эксперимент и т.д.)
· ненаучное (обыденное, художественное, мифологическое, религиозное)
6. Уровни познания (стр. 57):
· чувственный (эмпирический, опытный) - ощущения, восприятие, представления (реальные, нереальные)
· рациональный (логический, теоретический) - понятия, суждения, умозаключения.
Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении иэксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня вгипотезах, законах и теориях.
Познание связано с мышлением, а мышление с речью, а речь осуществляется с помощью языка.
Соотношение чувственного и рационального познания:
сенсуализм
|
рационализм
|
на первом месте чувственная познавательная деятельность
|
основа познания и поведения людей - разум
|
Привести доказательства в защиту обоих теорий (стр. 58)
7. Цель познания - истина.
Истина - это верное отражение объективной действительности в сознании человека.
Истина бывает:
· абсолютная - полное исчерпывающее знание о предмете
· относительная - ограниченное верное знание о чём-либо
Критерии истины - то, что удостоверяет истину (стр. 59-60)
· соответствие законам логики
· полезность для человека
· практика (идея взаимодополняемости: материальное производство, накопленный опыт, эксперимент)
· соответствие фундаментальным законам
· простота, экономичность формулы;
Заблуждения - это содержание знания, не соответствующие реальности, ошибочно принимаемые за истинное. (Нравственность: это добросовестная неправда)
Ложь - искажение действительного состояние дел. (Нравственность: это недобросовестная неправда).
8. Задание по рядам:
I
особенности научного познания
|
II
социальные и гуманитарные знания
|
III
многообразие человеческого знания
|
Д/з: теория по рядам;понятия!!!, подготовка к тесту по главе I
1. Понятие «деятельность»
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой
деятельность человека
|
поведение животных
|
Общее:
1. двигательная активность (н-р, движения)
2. психическая активность (н-р, привязанность)
3. целесообразность
4. удовлетворение потребностей
| |
1. практически преобразовательная деятельность человека
2. целеполагание (человек сам определяет свою цель), в основе - исторически сложившаяся программа и новая им созданная программа
3. сознательность
4. продуктивный характер
5. общественный характер
|
1. приспособление к окружающей среде с помощью использования природных предметов в качестве орудий
2. целесообразное поведение задано природными качествами и внешними условиями (в основе: инстинкты, биологическая программа поведения)
|
Т. о., деятельность - это активный, целенаправленный процесс преобразования окружающей среды, присущий только человеку.
2. Структура деятельности:
* субъект - тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, организация, государственный орган
* объект - на что направлена деятельность: природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей, другой человек, аудитория людей, сам человек
* цель деятельности - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижения которого направлена деятельность; это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определённым образом направленной деятельности (не любой образ, а только реальный)
* средства деятельности - с помощью чего достигается цель и результат. Средства должны соответствовать целям (а не «палить из пушки по воробьям»). Может ли цель оправдывать средства?
* цепь действий (не путать с поведением - это поступки людей, отношение к деятельности, внешнее его проявление)
* результат - конечный материальный или духовный продукт
3. Мотивы деятельности - это побудительная причина деятельности (система мотивов)
«Цель - это то, ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует человек» (психолог В. А. Крутенский).
Мотивация - это процесс осознанного побуждения деятельности, поступков, мыслей людей, вызванных потребностями (определение, потребности: естественные, социальные, идеальные; потребности по Маслоу: физиологические, экзистенциальные, социальные, престижные, духовные).
Важнейшими мотивами деятельности являются:
§ социальные установки - общая ориентация человека на определённый социальный объект (н-р, семья)
§ убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки
§ интересы - лат. имеет значение, важно
Потребности и интересы осознаются людьми, т. е характеризуют сознательную деятельность. Однако в деятельности проявляется и бессознательное - психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания. Под бессознательным понимается обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не даёт себе отчёта. В современной психологии - бессознательное - это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей.
4. Многообразие деятельности. (стр. 50-51, выделить принцип классификации и виды деятельности)
5. Сознание и деятельность
Д/з: параграф 5, теория: разобраться в теории вопроса 4,5 плана; учить понятия. ЭССЕ!!!
08.10.14 Человек как духовное существо.
1. Духовный мир человека
Человек, взрослея, всё чаче задумывается о себе самом, относиться осознанно к самому себе, саморазвивается, самовоспитывается, т. е. занимается «человеческим самостроительством». Объект такого строительства - духовный мир человека.
Т. о. духовный мир человека - это вся сознательная духовная жизнь людей, которая охватывает богатство чувств и достижения разума; человек, обладающий духовностью - стремление к высоте идеалов и помыслов; нравственно сориентированные волю и разум человека; это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.
2. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы
Мораль - (лат. moralitas, термин введён Цицероном отлат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добреи зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Кто устанавливает моральные нормы?
заповеди великих учителей человечества (Иисус Христос, Будда, Конфуций)
|
массовая житейская практика
|
философы
|
«… Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»
|
«Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»
|
императив Канта «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать»
|
Утверждения говорят о личной ответственности человека за совершаемые им деяния, учат не делать другому того, чего себе не желаешь.
Мораль включает в себя нормы поведения, идеалы, ценности, категории.
Идеал - это совершенство, высшая цель человеческого стремления.
Ценности - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. На основе ценностей строятся человеческие отношения, определяются приоритеты, выдвигаются цели деятельности.
Ценности:
* индивидуальные
* групповые
* общечеловеческие
|
* правовые
* политические
* религиозные
* художественные
* профессиональные
* нравственные
|
Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации человека. Моральные категории носят парносоотносительный (биполярный) характер, например, добро и зло.
Одной из важнейших моральных категорий является совесть - это внутренний голос человека.
Ценностный ориентир - патриотизм (отношение человека к своему отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу).
Как формируются нравственные начала? В процессе деятельности, социализации, воспитания и самовоспитания.
4. Мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы и общества.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы… Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания.
Мировоззрение зависит от исторической эпохи.
Классификация типов мировоззрения (стр. 41 - 42). Название, + и -.
Роль мировоззрения в деятельности людей (стр. 43 -44).
5. Менталитет человека - (фр: «склад ума», «умонастроение», «душевность») - совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
Д/з: параграф 4, закончить теорию : Классификация типов мировоззрения (стр. 41 - 42); Роль мировоззрения в деятельности людей (стр. 43 -44). До 20.10.14 сдать эссе «Смысл моей жизни»
01.10.14 Глава 2. Природа человека.
1. Человек с точки зрения человека.
Человек - удивительное и безмерно интересное существо, обладающее специфическим свойством задумываться о себе и окружающем мире. Человек - творец общества, культуры, носитель разума и духа. Человека нельзя построить как предмет, человек не может быть понятием.
· подходы к изучению человека: «извне» (что представляет собой человек через сопоставление с природой, обществом, космосом, другими людьми, Богом и т. д.); «изнутри» (изучение человека с т. з. биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни)
· исторические вехи познания человеческой сущности (стр. 11-13, синий учебник 10-11 класс)
· главные черты человека (сравнительная таблица: общее и различия человека и животного):
* обладающийиндивидуальностью- набор качеств (внешних, нравственных, социальных, культурных, биологических и т. д.), которые отличают одного индивида от другого; неповторимость, многообразие и своеобразие проявлений человека. Индивидуален каждый человек, хотя степень самобытности может быть различной. Индивид - представитель человеческого рода, один из людей.
* удовлетворение потребностей через сознательное изменение среды обитания (труд)
* способность не только наглядно- действенного мышления, но и абстрактно - логического (общение, речь)
* способность накопления и обобщения своего опыта и передачи его из поколения в поколение
* поиски смысла жизни (философское осмысление мира и самого себя)
3. Человек - продукт биологической, социальной и культурной эволюции
Научное исследование происхождение человека (антропогенез)- работа по пункту учебника (стр. 28-29)
4. Цель и смысл жизни человека ( чтение стр. 29-31) Как писать эссе?
5. Науки о человеке (классифицировать)
Д/з: эссе "Смысл моей жизни" "( до 20 октября); параграф 3, науки о человеке (классифицировать, наука, чем занимается). Н-р: биологические науки: физиология - это наука о жизнедеятельности организма и его отдельных частей – клеток, органов, функциональных систем.
24.09.14 Д/з: понятия, работа с текстом стр 25-26, вопросы и задания к документу.
12.09.14 Общество как динамическая система (презентация).
12.09.14 Общество как динамическая система (презентация).
1. Характерные черты общества, как системы:
§ это суперсистема, состоящая из подсистем, каждая из которых включает в себя большое количество компонентов
§ наличие в её составе разнокачественных элементов (материальных, духовных)
§ основной элемент общества - человек, способный ставить цели и выбирать средства осуществления своей деятельности
§ это система, способная к изменению (прогресс, регресс, эволюция, революция и т. д.)
§ система обладает интегративным качеством, т. е. занимает определённое положение и определённым образом связан с другими элементами
§ самодостаточность общества - способность создавать все необходимые условия для своего существования
§ самоуправляемая система
§ находится в определённой среде: природа, мировое сообщество. Функции:
v адаптации
v целедостижения
v поддержание образца
v интеграции
2. Составляющие общества:
элементы общества
|
подсистемы общества
|
компонент общества
|
субъекты, объекты; социальные общества - социальные связи
|
экономическая, политическая, социальная, духовная
|
социальные институты
|
v понятие
v потребность и деятельность
v признаки социальных институтов
v функции социальных институтов
v главные и неглавные социальные институты
4. Институциализация - это предание упорядоченности, нормативного характера.
Д/з: параграф 2, понятия,изучить пункт "Социальный институт" и предложенный простой план преобразовать в сложный. Уметь раскрыть пункты плана.
05.09.14 Что такое общество?
В узком смысле слова, в широком смысле слова.
Элементы определения:
· совокупность индивидов(сочетание, соединение, сумма чего-либо; представитель социальной группы общества - человек;человек во множественном числе)
· способы взаимодействия (2 и более людей совершают какие-либо общее действие; первоосновой всех действий является деятельность; взаимодействие с природой, другими)
v игра
v учёба
v труд
v отдых
v война
v соревнование
v дружба
v общение
· формы объединения (общая цель и общая деятельность):
v семья
v класс
v трудовой коллектив
v спортивная команда
v полк
v бригада
v дворовая команда
· не формы: пассажиры автобуса, люди на остановке
2. Общество - как совместная жизнедеятельность людей
человек
|
животное
|
1. преобразует окружающую среду (практически- преобразовательная деятельность)
|
1. приспосабливается к окружающей среде (приспособленческая деятельность)
|
действия целесообразны
| |
сам определяет свою цель
(осуществляет целеполагание)
|
цель задана природой, инстинктами
|
коллективность
|
может действовать в одиночку
|
3. Общественные отношения
· это многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри их в процессе их деятельности
· устойчиво повторяющиеся, формальные, затрагивающие важные стороны жизни людей отношения
4. Общество и природа (естественные условия существования человека)
В чём состоит обособление?
человек
|
природа
|
развивается по законам общества
|
развивается по собственным законам
|
творец, преобразователь культуры (вторая природа, сотворённая человеком)
|
неоформленное, более низкое, чем культура
|
неразрывная связь, носящая взаимный характер
| |
влияние общества на естественную среду обитания человека: благотворное и пагубное влияние
|
оказание влияния на общественный прогресс
|
Д/з: понятия
Комментариев нет:
Отправить комментарий