понедельник, 15 декабря 2014 г.

Обществознание

14.01.12 Д/з: по желанию: фото (можно презентацией) и рассказ о необычном искусстве
Спасибо ребятам за интересный рассказ и показ необычного искусства. 
Было очень интересно!
Д/з: стр. 123, тенденции духовной жизни современной России (тезисно, уметь раскрыть тезисы);
ПОДГОТОВКА К ТЕСТУ ПО ГЛАВЕ "Духовная культура"
17.12.14 Искусство и духовная жизнь общества
Фото Атр (спичка)
1. Что такое искусство?
1.1. Понятие «искусство»
Человек в отличие от животных обладает эстетическими чувствами: представлениями о прекрасном и безобразном, способности к творчеству.
Искусство - это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах - живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, живописи, музыке и т. д.
Искусство - это особый способ познания и отражения жизни со своими законами и средствами. Гёте писал, что искусство «есть посредник того, что нельзя высказать».
1.2. История искусства берёт своё начало с глубокой древности, с первобытного общества и тесно связаны с магией.
2. Эстетика
Искусство как особую область человеческой деятельности изучает наука эстетика (от греческого - чувствующий, чувственный). Она исследует сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, а также общие законы искусства, проявляющиеся в его различных разновидностях.
3. Особенности искусства (114-117):
3.1. Отличия:
·  чувственное восприятие
·  субъективность
·  образность
·  законченные авторские произведения
·  индивидуальность восприятия произведений искусства
·  развитие искусства не зависит от опытного знания и материальных потребностей общества
·  неподвластность времени
3.2. Общее:
·  рождается в противоречии, борьбе с другими направлениями, течениями
·  участие в диалоге культур (межнациональное общение)
.  сохраняется преемственность
4. Виды искусства (стр. 117 - 119):
4.1. Классификация видов
I. по количеству способов изображения: простые, в основе которых один способ изображения (литература, живопись и т. д.)  и сложные (театр, кино)
IIпо средствам и способам создания художественного образа: литература (слово), живопись (зрительные образы)
IIIпо динамикепространственные, которые занимают определённую часть пространства, не меняются во времени и не находятся в движении (живопись, скульптура, архитектура); временные, которые меняются на протяжении того времени, пока им наслаждается зритель или слушатель (музыка, литература, театр)
IVпо участию языка и речи: речевые (театр) и изобразительные (балет, живопись)
Vпо способу восприятия в процессе их создания и употреблениязрительные (архитектура) и слуховые(музыка)  
VIпо отображению внешней действительностинеизобразительные искусства, воплощающие внутренний мир (архитектура, музыка); изобразительные, их предметом является внешнее действительность (живопись, графика, граффити); зрелищные (театр, опера, цирк). Неизобразительные виды по типу выражения и восприятия делятся на музыкальноетанцевальное и литературное, также возможны смешанные виды. 
VIIпо утилитарности (полезности): прикладные (посуда, мебель, игрушки) и изящные (музыка, литература)
Лица на зданиях. А это - искусство?
VIIIпо материалам искусство можно делить на виды, использующие
  • традиционные и современные материалы (краски, холст, глина, дерево, металл, гранит, мрамор, гипс, химические материалы, продукты серийной индустрии и т. д.)
  • посредника-человека(исполнитель: актёр, певец, клоун и т. д.)
IXв зависимости от выражаемых чувств и эмоций искусства можно делить по жанрам и стилям: драматрагедиякомедияфарс и т. п.
Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает свои чувства в новой оригинальной и значимой форме. Так, например, икебанабоевые искусства и т. д. можно относить к искусству по признаку эстетического восприятия элементов этой деятельности, связанных с графикой, звуком, движением и по принципу степени мастерства исполнения. Создание компьютерных игр также недавно было признано в США искусством.
Проявление предпринимательского таланта проявляется в искусстве построения бизнес-системы. Иногда вместо термина искусство применяют синоним иностранного происхождения артпиксел-арт,ОРФО-арт , арт-терапиябоди-арт (один из видов авангардного искусства), видеоартсаунд-артнет-арт.
Искусства, которые стремятся объединить в себе достижения других видов называются синтетическим (кино).
4.2. Направления искусства:
·  романский
·  готический
·  барокко
·  классицизм

·  романтизм
·  реализм
4.3. Разновидности искусства:
·   модерн
·   импрессионизм
·   авангардизм
·   абстракционизм
·   сюрреализм и другие
5. Эстетическая культура - определённое умение, мастерство восприятия прекрасного. Эти чувства не даются человеку с рождения, их необходимо в себе воспитывать.
 Лью Дженсен, Дон Лиск, Гэри ЛеМастер и Брайан Бейти, придумали яичной скорлупе очень интересное применение. Профессиональные художники знают свое дело, и используя современное оборудование, превращают обычную невзрачную скорлупу в настоящие произведения искусства!

1.  Мораль (нравственность) - особый регулятор поведения людей и отношений между ними на основе определённых норм общения и взаимодействия.

Наукой, изучающей и анализирующей состояние нравов, прогнозирующей развитие морали, является этика. Этика – философская дисциплина, теория морали. 

Мораль является также одной из социальных норм.

2. В чём же её отличительная особенность от других норм (совместная работа стр. 102 - :

·  возникает в первобытном обществе в виде идеалов

·  передаётся через воспитание, подражание

·  это исторический продукт времени

·  на ранних стадиях государства - нормы носили ограниченный характер

·  нормы основываются на ценностях: общечеловеческих, групповых, личностных (+ стр. 105)

·  нормы морали нигде не зафиксированы (свобода выбора), контроль - совесть и общественное мнение
·  всеохватность
3. Структура морали
Нравственные категории - понятия морали, которые носят всеобщий характер (Добро, Зло, Справедливость, Долг, Совесть, Честь, Достоинство, Счастье и др.).
Нормы морали – это формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях. Они фиксируются в заповедях и предписаниях, содержащих указание на то, как должно поступать. Мораль предлагает каждому индивиду образцы должного, разумного, общечеловеческого.
Категории долга в морали отводится особенно важная роль. Не случайно этику довольно часто называют наукой о должном, подчёркивая её нормативный характер. Нравственный долг – это своеобразная точка пересечения морального сознания (мышления) личности с добровольным нравственным выбором и поступком. Существование долга как необходимость в определённом поведении не только не исключает, но и предполагает проблему его выбора. Именно выбор между «я хочу» и «я должен» и определяет уровень самосознания личности и её нравственную зрелость. Нравственный долг выступает в качестве эталона по отношению к другим разновидностям долга (семейного, гражданского, профессионального).
  В жизни человек проходит несколько этапов самосознания, т. е. постижения содержания и направленности собственного внутреннего мира, своего «Я». Это постижение тесно сопряжено с таким понятием, как смысл жизниСмысл жизни – сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек учится, работает, дружит и любит, создаёт семью, воспитывает детей, отдаёт сыновний (дочерний) долг родителям.
II. Религия.
1. Понятие «религия»
2. Религиозное и светское сознание.
3. Науки, изучающие религию
·  религиоведение
·  этика
·  теология
4. Особенность религии
* вера в Бога:
 система религиозных обрядов, ритуалов, действий
 эмоциональное переживание
 особая организация
5. Виды религий
6. Религия в РоссииД/з: конспект по теме «Религия» в соответствии с предложенным планом

03.12.14 Наука, образование (презентация).
По ходу объяснения темы составить сложный план.
1. Наука
1.1.
Наука - это творческая деятельность, направленная на достижение её главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний о природе, обществе, человеке (закон Ньютона);
           - это совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли  науки (например, история, математика и другие).
1.2.
·    главная: производство новых истинных знаний, методов их создания и оценки
·    собственные задачи науки зависят от видов наук
1.3.
* С развитием письменности (5,5 тысяч лет назад) в странах древних цивилизаций накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учёных были философыДревней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием. В Древней Греции появляются варианты классификации знаний.
* с XVI—XVII веков начала складываться наука в современном пониманииНаука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объём научной деятельности с XVII века удваивается примерно каждые 10—15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).

* с XVII-XVIII вв. в эту эпоху появляются капитальные труды по астрономии, физике, математике, развиваются приёмы наблюдения и эксперимента. В дальнейшем значение науки возросло, началось её проникновение в технологию. Английскому учёному А. Тойнбипринадлежат крылатые слова: «Сознание – мать технологии», наука и технология «обручились друг с другом и шагают вместе».
* во второй половине XVII в. о государственном и общественном признании науки свидетельствовало возникновение первых академий наук: Лондонского королевского общества, Парижской академии наук. В начале XVIII в. была учрежденаПетербургская академия наук, позже названная Российской.
к XX в. всеобъемлющее развитие науки относится:
· научная работа превращалась в профессию, научно-исследовательская деятельность – в устойчивую общественную и культурную традицию, а наука – в социальный институт
·  термин «большая наука» учёные характеризуют как новую обширную сферу научной и научно-технической деятельности, теоретических и прикладных исследований и разработок
· массовый характер приобретает привлечение учёных в производственные лаборатории и конструкторские отделы предприятий и фирм, где они решают конкретные задачи, диктуемые потребностями времени, которые являются постоянным источником новых идей, указывающим пути научно-технического прогресса (НТП). НТП – это единое, взаимообусловленное поступательное развитие науки и техники.
Приведём некоторые данные, характеризующие современную науку:
·  в начале XX в. в мире было 100 тыс. учёных, в конце века – свыше 5 млн. В развитых странах за 7-10 лет удваивается число учёных. Такие высокие темпы привели к тому, что около 90% всех учёных, когда-либо живших на Земле, являются нашими современниками
· мировая научная информация в XX в. удваивалась за 10-15 лет, постоянно издаётся несколько сотен тысяч журналов (около 10 тыс. в 1900 г.).
·  90% всех предметов, созданных человеком и окружающих нас, придуманы в XX в. 
·  объём мирового промышленного производства в конце XX в. был в 20 раз выше, чем в начале века.
1.4.
познавательная (теоретическое проникновение в сущность реальных явлений)
  • фундаментальные науки - область познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений (н-р, математика, биология, химия, физика)
  • практическо-действенная (участие в преобразующей деятельности человека, общества)
  • прикладные науки – это науки, которые используют достижения фундаментальной науки, для решения практических задач. Результатом исследования: создание и совершенствование новых технологий (генетика, социология, селекция, конфликтология и др.).
1.5. 
Исследования учёных дают основание выделить значимые черты современной науки:
§  универсальность
§ безграничность«Наука, - говорил естествоиспытатель, член Петербургской академии наук К. М. Бэр, -вечна в своём источнике, не ограничена в своей деятельности ни временем, ни пространством, неизмерима по своему объёму, бесконечна по своей задаче».
§  индивидуальность и коллективность. Продуктивное развитие науки требует оптимального сочетания индивидуального поиска и деятельности крупных творческих коллективов (н-р, признанным центром российской науки является Российская академия наук (РАН). В её научных подразделениях трудятся свыше 110 тыс. человек. Нет ни одной сферы жизни человека, в деятельность которых РАН не внесла бы весьма ощутимого вклада – технико-экономического и гуманитарного. НТП во многом базируется на достижениях научно-производственных центров, таких, как «Курчатовский институт», исследующий проблемы атомной энергии, «Рубин», занимающий вопросами сооружения подводного флота, и т. п.)
§  Современная наука сочетает дифференциацию и интеграцию исследований, ныне она насчитывает около 15 тыс. дисциплин.
«Растекание реки знаний неизбежно, - писал видный отечественный учёный, академик Н. Н.Моисеев- оно диктуется необходимостью высокого профессионализма, детальных знаний…»
§ теснейшее сближение науки с потребностями развивающегося общества.
Удовлетворить эти потребности может только наука, способная, говоря словами поэта, «услышать жизни зов». Так общество даёт толчок, стимул к определённой научной деятельности (н-р, слово «лазер» мало кто знал. Но после открытий, сделанных лауреатами Нобелевской премии А. М. Прохоровым и Н. Г. Басовым, оно стало известно многим. Разработка проблем, связанных с лазером, его многообразным применением в биологии, астрономии, средствах связи и других сферах, потребовала перехода на совершенно новые технологии, которые прежде не существовали ни в одной стране мира). Пример стр. 93.  
1.6.
Этика учёных, науки складывается на основе вечных ценностей, ориентации на высшее благо. Навечно справедливое правило «Не навреди!», провозглашённое «отцом медицины» Гиппократом около 2,5 тысячи лет назад, было, вероятно, первым профессиональным моральным обязательством учёного, где лаконично охарактеризована его ответственность перед человечеством.
Моральный кодекс учёного:
  • совесть (Экономист Адам Смит был и автором книги «Теория нравственных чувств», в которой назвал совесть вершителем всех наших действий).
  • добросовестность (стр. 94)
  • преемственность (уважение к творцам науки прошлого, опора в своей деятельности на полученные ими результаты. Физик и философ И. Ньютон говорил, что все его научные достижения были сделаны благодаря тому, что он стоял на плечах гигантов – своих предшественников)
  • возрастанию как гуманизирующего влияния науки, так и социальной ответственности учёных за их деяния. Академик А. Д. Сахаров подчёркивал: «Свобода убеждений, наряду с другими гражданскими свободами, является основой научно-технического прогресса и гарантией от использования его достижений во вред человечеству».
Д/з: по параграфу 9 "Образование" составить сложный план, уметь раскрыть его пункты.
 26.11.14 Культура и духовная жизнь общества
1. Духовная жизнь общества - это сфера деятельности человека и общества, которая охватывает богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет усвоение накопленных ценностей и творческое созидание новых.
духовная жизнь общества
духовная жизнь личности
ü  наука
ü  нравственность
ü  религия
ü  философия
ü  искусство
ü  научные учреждения
ü  учреждения культуры
ü  религиозные организации
ü  деятельность людей

ü  знания
ü  умения
ü  ценности
ü  вера
ü  потребности
ü  способности
ü  стремления людей
ü  эмоции и переживания

  Духовная жизнь общества: 
духовно-теоретическая
духовно-практическая
производство духовных благ и ценностей
сохранение, воспроизведение, распределение, распространение, потребление духовных ценностей
продукты:
  мысли
  идеи
  теории
  идеалы
  художественные образы
  научные и художественные произведения
продукт:
 изменение создания людей
2. Что такое культура? Повторение.
Культура (в узком смысле) - достижения человечества в духовной жизни.
Культура (в широком смысле) - целесообразная преобразующая человеческая деятельность, направленная на внешнюю среду и самого себя.
Культура: материальная (вещественные предметы: здания, памятники, предметы быта и т. д.) и духовная(знания, нормы морали, традиции, символы, ценности и т. д.)
Культурные универсалии - это общие культурные черты и формы.
Изучением культуры занимаются: культурология, история, социология, этнография, лингвистика, археология, эстетика, этика, искусствоведение и другие науки.
Развитие культуры - двуединый процесс. С одной стороны: создание традиций (накопление культурных ценностей поколений), с другой стороны: новаторство - приращение культурного богатства. Новаторство даёт положительный результат лишь в том случае, когда оно принимает в расчёт все предыдущие достижения и строит новое на их основе.
3. Функции культуры: стр. 81-82
  • приспособление к окружающей среде
  • накопление, хранение и передачи культурных ценностей
  • целеполагание и регулирование жизни общества и деятельности человека
  • социализация
  • коммуникативная
3. Многообразие культур
§  в современном мире существует разные культуры.
Культура, связанная с особенностями той или иной человеческой деятельности:политическая, экономическая, правовая, религиозная, художественная, научная и другая.
Локальные культуры: национальные (стр. 14), групповые, профессиональные, этническая и т. д.
§  происходит диалог культур -взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур (слова Д. С. Лихачёва, стр. 83)
§  интернационализация культур - создание единого культурного пространства для разных наций и народностей
§  возникают проблемы с сохранением собственных национальных культур
§  особенно бережное отношение необходимо к народной культуре - это культура, создаваемая народом и бытующая в народных массах (анонимность, находиться в постоянном употреблении)
Массовая и элитарная культура: признаки.

Д/з: параграф 8, признаки массовой и элитарной культур; понятия

Комментариев нет:

Отправить комментарий