воскресенье, 25 октября 2015 г.

Обществознание


1. Биологическое и социальное в человеке - вечный вопрос!!!
природное и социальное - противоположности, противостоящие друг другу
природное и социальное существует в единстве, причём их приоритетность меняется с накоплением жизненного опыта
наряду с биологическим и социальным в человеке есть ещё и психическое, которое регулирует биологическое и социальное
В современных научных дискуссиях  отвергаются крайние точки зрения на соотношения биологического и социального в человеке, не вызывает сомнения важная роль социальной среды в процессе обретения человеком человеческого.
На становление человека оказывают влияние несколько факторов:
· природные (биологические)
· социальные (среда)
· генетические (наследственность)
· воспитание
Т.о. человек - это биосоциальное существо. 
2. Личность
· это человеческий индивид как субъект отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова)
· устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы.
 Кого можно считать личностью??? 
Личность - активный участник свободных действий, объект познания и изменения мира.
Личностными признаются те качества, которые определяют образ жизни и самооценку индивидуальных особенностей.
Личность рассматривается через набор ролей (функций).
Социальная роль - это совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующих им образов поведения. Базисные: труженик, член семьи, собственник, гражданин. Совокупность социальных ролей называется ролевой системой.
Это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус.
Социальный статус - это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Виды статусов: предписанный (национальность, социальное происхождение); приобретённый (образование, квалификация).
При определении положения человека в обществе важное значение имеют престиж и авторитет.
Престиж - это оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми
Авторитет - степень влияния личности в социальной группе или обществе.
3. Социальное поведение и социализация личности.
Социальное поведение = социальное действие - это целенаправленная активность в отношении других людей. Не все взаимоотношения между людьми носят социальный характер. (М. Вебер стр. 70, цитата).
В основе социального поведения лежат нравы и обычаи.
Нравы - установки поведения в обществе, которые складываются внутри определённого круга людей под влиянием привычек; особо почитаемые в обществе массовые образцы поведения.
Обычаи - это нравы, которые укоренялись в течение длительного времени.
Нравы и обычаи - это неписанные правила, они определяют условия социального поведения.
Поведение личности, не соответствующее социальным нормам, называется отклоняющимся.
Виды отклоняющегося поведения:
· девиантное - положительное отклонение
· делинквентное - это отклонение от норм, предписанных законом
Социализация - процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Этапы социализации:
·  адаптация (усвоение образцов деятельности группы)
·  индивидуализация (развитие собственных способностей)
·  интеграция (применение личных способностей для личного и общего успеха)
Агенты социализации (факторы):
· семья
· сверстники
· организации, учреждения
Сферы социализации:
· деятельность
· общение
· самосознание
4. Самосознание и самореализация 
Самосознание - это определение человеком себя как личности, способность принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них и за совершаемые действия.
Самореализация - процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижение намеченных целей, позволяющих максимально реализовать творческий потенциал личности.
1. Понятия: «знание», «познание».
Знание - это результат познания.
Познание - это совокупность процессов, методов получения знаний путём накопления и осмысления данных, полученных в опыте взаимодействия человека с окружающим миром.
4. Познаваем ли мир?
философское учение, отрицающее возможность познания
учение о познаваемости мира.
«Мир познаваем, но не опознан»
· ясность и отчётливость научной мысли
· общезначимость получаемых результатов
· невозможность существования человека без знаний
конвенционализм - философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения являются в основе своей продуктами соглашения между учёными.

5. Формы познания:
·  научное (философское, гипотезы, теории, дедукция, индукция, эксперимент и т.д.)
·  ненаучное (обыденное, художественное, мифологическое, религиозное)
6. Уровни познания (стр. 57):

· чувственный (эмпирический, опытный) - ощущения, восприятие, представления (реальные, нереальные)
· рациональный (логический, теоретический) - понятия, суждения, умозаключения.
Эмпирический уровень познания выражен в наблюдении и эксперименте, тогда как теоретический — в обобщении результатов эмпирического уровня в гипотезахзаконах и теориях.
Познание связано с мышлением, а мышление с речью, а речь осуществляется с помощью языка.
Соотношение чувственного и рационального познания:
сенсуализм
рационализм
на первом месте чувственная познавательная деятельность
основа познания и поведения людей - разум
7. Цель познания - истина.
Истина - это верное отражение объективной действительности в сознании человека.
Истина бывает:
· абсолютная - полное исчерпывающее знание о предмете
· относительная - ограниченное верное знание о чём-либо
Критерии истины - то, что удостоверяет истину (стр. 59-60)
· соответствие законам логики
· полезность для человека
· практика (идея взаимодополняемости: материальное производство, накопленный опыт, эксперимент)
· соответствие ранее открытым законам науки
· соответствие фундаментальным законам
· простота, экономичность формулы;
Заблуждения - это содержание знания, не соответствующие реальности, ошибочно принимаемые за истинное. (Нравственность: это добросовестная неправда)
Ложь - искажение действительного состояние дел. (Нравственность: это недобросовестная неправда).
21.10.15 Деятельность -  способ существования людей. 
1.  Понятие «деятельность»
Все живые существа взаимодействуют с окружающей средой
деятельность человека
поведение животных
Общее:
1. двигательная активность (н-р, движения)
2. психическая активность (н-р, привязанность)
3. целесообразность
4. удовлетворение потребностей
1. практически преобразовательная деятельность человека
2. целеполагание (человек сам определяет свою цель), в основе - исторически сложившаяся программа и новая им созданная программа
3. сознательность
4. продуктивный характер
5. общественный характер
1. приспособление к окружающей среде с помощью использования природных предметов в качестве орудий
2. целесообразное поведение задано природными качествами и внешними условиями (в основе: инстинкты, биологическая программа поведения)
Т. о.,  деятельность - это активный, целенаправленный процесс преобразования окружающей среды, присущий только человеку.
2. Структура деятельности:
субъект - тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, организация, государственный орган
* объект -  на что направлена деятельность: природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей, другой человек, аудитория людей, сам человек
 * цель деятельности - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижения которого направлена деятельность; это то, что представляется в сознании и ожидается в результате определённым образом направленной деятельности (не любой образ, а только реальный)
* средства деятельности - с помощью чего достигается цель и результат. Средства должны соответствовать целям (а не «палить из пушки по воробьям»). Может ли цель оправдывать средства?
* цепь действий (не путать с поведением - это поступки людей, отношение к деятельности, внешнее его проявление) 
 результат - конечный материальный или духовный продукт
 3. Мотивы деятельности - это побудительная причина деятельности (система мотивов)
 «Цель - это то, ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует человек» (психолог В. А. Крутенский).
 Мотивация - это процесс осознанного побуждения деятельности, поступков, мыслей людей, вызванных потребностями (определение, потребности: естественные, социальные, идеальные; потребности по Маслоу: физиологические, экзистенциальные, социальные, престижные, духовные).
 Важнейшими мотивами деятельности являются:
§  социальные установки - общая ориентация человека на определённый социальный объект (н-р, семья)
§  убеждения - устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки
§  интересы - лат. имеет значение, важно
Потребности и интересы осознаются людьми, т. е характеризуют сознательную деятельность. Однако в деятельности проявляется и бессознательное - психическая жизнь, совершающаяся без участия сознания. Под бессознательным понимается обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не даёт себе отчёта. В современной  психологии - бессознательное - это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей.
4. Многообразие деятельности. (стр. 50-51, выделить принцип классификации и виды деятельности)
5. Сознание и деятельность 
Д/з: параграф 5, теория: разобраться в теории вопроса 4, учить понятия. 
14.10.15  Человек как духовное существо.
1.  Духовный мир человека
Человек, взрослея, всё чаче задумывается о себе самом, относиться осознанно к самому себе, саморазвивается, самовоспитывается, т. е. занимается «человеческим самостроительством». Объект такого строительства - духовный мир человека.
Т. о. духовный мир человека - это вся сознательная духовная жизнь людей, которая охватывает богатство чувств и достижения разума; человек, обладающий духовностью - стремление к высоте идеалов и помыслов; нравственно сориентированные волю и разум человека; это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.
Нет одинаковых людей, с одинаковой судьбой, с одинаковым внутренним миром.
2. Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы
Мораль - (лат. moralitas, термин введён Цицероном отлат. mores — общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добреи зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений.
Кто устанавливает моральные нормы?
заповеди великих учителей человечества (Иисус Христос, Будда, Конфуций)
массовая житейская практика
философы
«… Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»
«Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»
императив Канта «поступай всегда согласно такой максиме, всеобщности которой в качестве закона ты в то же время можешь желать»
Утверждения говорят о личной ответственности человека за совершаемые им деяния, учат не делать другому того, чего себе не желаешь.
 Мораль включает в себя нормы поведения, идеалы, ценности, категории.
Идеал - это совершенство, высшая цель человеческого стремления.
Ценности - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. На основе ценностей строятся человеческие отношения, определяются приоритеты, выдвигаются цели деятельности.
Ценности:
* индивидуальные
*  групповые
* общечеловеческие
* правовые
* политические
* религиозные
* художественные
* профессиональные
* нравственные
 Важнейшие нравственные ценности составляют систему ценностно-моральной ориентации человека. Моральные категории носят парносоотносительный (биполярный) характер, например, добро и зло.
Одной из важнейших моральных категорий является совесть - это внутренний голос человека.
Ценностный ориентир - патриотизм (отношение человека к своему отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу).
Как формируются нравственные начала? В процессе деятельности, социализации, воспитания и самовоспитания.
4. Мировоззрение - это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы и общества.
Мировоззрение - система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы… Мировоззрение - необходимая составляющая человеческого сознания, познания.
Мировоззрение зависит от исторической эпохи.
Классификация типов мировоззрения (стр. 41 - 42). Название,  + и  -.
Роль мировоззрения в деятельности людей (стр. 43 -44).
5. Менталитет человека - (фр: «склад ума», «умонастроение», «душевность») - совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествовавшей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
30.09.15 Д/з: написать до 14.10.15 эссе на тему "Смысл моей жизни ". Работу прислать в тетради или отправить в Контакте, или на адрес электронной почты sm-1962@mail.ru. Подробнее смотри на страничке "Эссе". 
ЭССЕ можно сдать до 18.10.15
14.10.15 Д/з: по параграфу 4 составить сложный план (основные пункты детализирова в подпунктах), уметь расказывать, использовать понятия: духовный мир человека, духовность, мораль, идеал, совесть, патриотизм, мировоззрение.    
23.09.15 Глава 2. Природа человека. 
1. Человек с точки зрения человека
Человек - удивительное и безмерно интересное существо, обладающее специфическим свойством задумываться о себе и окружающем мире. Человек - творец общества, культуры, носитель разума и духа. Человека нельзя построить как предмет, человек не может быть понятием. 
· подходы к изучению человека: «извне» (что представляет собой человек через сопоставление с природой, обществом, космосом, другими людьми, Богом и т. д.); «изнутри» (изучение человека с т. з. биологического строения, психики, нравственной, духовной, общественной жизни)
· исторические вехи познания человеческой сущности (стр. 11-13, синий учебник 10-11 класс)
· главные черты человека (сравнительная таблица: общее и различия человека и животного):
* способность к познанию самого себя и окружающего мира
* обладающий индивидуальностью- набор качеств (внешних, нравственных, социальных, культурных, биологических и т. д.), которые отличают одного индивида от другого; неповторимость, многообразие и своеобразие проявлений человека. Индивидуален каждый человек, хотя степень самобытности может быть различной. Индивид - представитель человеческого рода, один из людей.
* удовлетворение потребностей через сознательное изменение среды обитания (труд)
* способность не только наглядно- действенного мышления, но и абстрактно - логического (общение, речь)
* способность накопления и обобщения своего опыта и передачи его из поколения в поколение
* поиски смысла жизни (философское осмысление мира и самого себя)
3. Человек - продукт биологической, социальной и культурной эволюции
 Научное исследование происхождение человека (антропогенез)- работа по пункту учебника (стр. 28-29)
4. Цель и смысл жизни человека ( чтение стр. 29-31) Как писать эссе? 
5. Науки о человеке (классифицировать)
Д/з: параграф 3, цель и смысл жизни человека (чтение стр. 29-31) науки о человеке (классифицировать, наука, чем занимается). Н-р: биологические науки: физиология - это наука о жизнедеятельности организма и его отдельных частей – клеток, органов, функциональных систем.
 22.09.15 Задание - задача 
За­да­ние 27. №1 В по­след­нее время в Рос­сии ак­тив­но об­суж­да­ет­ся во­прос, о том что внеш­ний вид дол­жен быть за­креп­лен за­ко­но­да­тель­но. При про­ве­де­нии со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са на во­прос «Внеш­ний вид — это лич­ное дело каж­до­го?» были по­лу­че­ны сле­ду­ю­щие от­ве­ты:

Ответ
%
А) Да, внеш­ний вид — это лич­ное дело каж­до­го

Б) Нет, внеш­ний вид дол­жен быть ре­гла­мен­ти­ро­ван

В) За­труд­ня­юсь от­ве­тить
1) 73%

2) 25%

3) 2%
 (опуб­ли­ко­ва­но: «Вер­сия». 2011. № 3)
 Со­глас­ны ли вы с ре­зуль­та­та­ми со­цио­ло­ги­че­ско­го опро­са? Яв­ля­ет­ся ли за­ко­но­да­тель­ное за­креп­ле­ние внеш­не­го вида на­ру­ше­ни­ем прав че­ло­ве­ка? Свой ответ про­ком­мен­ти­руй­те.
16.09.15 Типология обществ (подробно).
Д/з: стр. 25-26, работа с текстом ответы на вопросы (письменно)
15.09.15 Д/з: после параграфа 2 по высказыванию Соловьёва определить главную мысль автора (критерий один К1; одно предложение)
09.09.15 Общество как динамическая система (презентация).
 1. Характерные черты общества, как системы:
 §  это суперсистема, состоящая из подсистем, каждая из которых включает в себя большое количество компонентов
 §  наличие в её составе разнокачественных элементов (материальных, духовных)
 §  основной элемент общества - человек, способный ставить цели и выбирать средства осуществления своей деятельности
 §  это система, способная к изменению (прогресс, регресс, эволюция, революция и т. д.)
 §  система обладает интегративным качеством, т. е. занимает определённое положение и определённым образом связан с другими элементами
 §  самодостаточность общества - способность создавать все необходимые условия для своего существования
 §  самоуправляемая система
§  находится в определённой среде: природа, мировое сообщество. Функции:
 v  адаптации
 v  целедостижения
 v  поддержание  образца
 v  интеграции
 2. Составляющие общества:
элементы общества
подсистемы общества
компонент общества
субъекты, объекты; социальные общества - социальные связи
экономическая, политическая, социальная, духовная
социальные институты
* понятие
* потребность и деятельность
признаки социальных институтов
* функции социальных институтов
главные и неглавные социальные институты
 4. Институциализация - это предание упорядоченности, нормативного характера.
 Д/з: параграф 2, понятия,изучить пункт "Социальный институт". Уметь раскрыть пункты плана.
02.09.15 Что такое общество?
 1. Понятие «общество»
В узком смысле слова, в широком смысле слова.
Элементы определения:
· совокупность индивидов (сочетание, соединение, сумма чего-либо; представитель социальной группы общества - человек;человек во множественном числе)
· способы взаимодействия (2 и более людей совершают какие-либо общее действие; первоосновой всех действий является деятельность; взаимодействие с природой, другими)
v  игра
v  учёба
v  труд
v  отдых
v  война
v  соревнование
v  дружба
v  общение
 *  формы объединения (общая цель и общая деятельность):
v  семья
v  класс
v  трудовой коллектив
v  спортивная команда
v  полк
v  бригада
v  дворовая команда
*  не формы: пассажиры автобуса, люди на остановке 
2. Общество - как совместная жизнедеятельность людей 
человек
животное
1. преобразует окружающую среду (практически- преобразовательная деятельность)
1. приспосабливается к окружающей среде (приспособленческая деятельность)
действия целесообразны
сам определяет свою цель
 (осуществляет целеполагание)
цель задана природой, инстинктами
коллективность
может действовать в одиночку
  3. Общественные отношения
 это многообразные связи, возникающие между социальными группами, а также внутри их в процессе их деятельности
*  устойчиво повторяющиеся, формальные, затрагивающие важные стороны жизни людей отношения 
4. Общество и природа (естественные условия существования человека)
 В чём состоит обособление? 
человек
природа
развивается по законам общества
развивается по собственным законам
творец, преобразователь культуры (вторая природа, сотворённая человеком)
неоформленное, более низкое, чем культура
неразрывная связь, носящая взаимный характер
влияние общества на естественную среду обитания человека: благотворное и пагубное влияние
оказание влияния на общественный прогресс
Проблемы взаимодействия 
по причине происхождения
по масштабам последствий
естественные
искусственные
локальные
глобальные

ПРИМЕРЫ?
 5. Общество и культура
Культура (в узком смысле) - достижения человечества в духовной жизни.
Культура (в широком смысле) - целесообразная преобразующая человеческая деятельность , направленная на внешнюю среду и самого себя.
Культура: материальная (вещественные предметы: здания, памятники, предметы быта и т. д.) и духовная (знания, нормы морали, традиции, символы, ценности и т. д.)
Культура, связанная с особенностями той или иной человеческой деятельности: политическая, экономическая, правовая, религиозная, художественная, научная и другая.
Локальные культуры: национальные (стр. 14), групповые, профессиональные, этническая и т. д.
Культурные универсалии - это общие культурные черты и формы
Д/з: понятия, науки об обществе, что они изучают; работа с текстом стр. 16-17 (ответы на вопросы письменно)



Комментариев нет:

Отправить комментарий